ЗНАК ЗАТРУДНЕНИЯ ИЛИ ВОПЛОЩЕНИЕ ПУНКТУАЦИИ?

 

Самый распространенный в русском языке знак препинания1 — запятая — возник, если верить ученым, в середине XVI века. По всей вероятности, название этого знака возникло в результате стяжения словосочетания запятая боуква, в котором боуква означает ‘знак’. Есть основания полагать, что это название утвердилось на Руси уже в первой половине XVI в., во время деятельности Максима Грека2. По данным П. Я. Черных, слово запятая в значении ‘знак препинания’ известно с XVI–XVII вв. и происходит оно от глагола запяти «зацепить(ся)», «задеть», «заколоть(ся)»3. Однако вообще слово это встречается и в более ранних текстах: «А се имена знамением запятая. Сбор. Кир. Белоз. XV в. л. 302»4.

В каких случаях ставится запятая?

1. Между однородными членами предложения (без союзов, с повторяющимися союзами, с некоторыми неповторяющимися союзами) и между повторяющимися словами: Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку (Маршак); Нет ни горести, ни страха на блистательном челе (Некрасов); Летит, летит по небу клин усталый (Гамзатов).

Также запятая ставится в конце каждого, кроме последнего, пунктов списка, если эти пункты не являются развернутыми, а весь список оформлен как одно предложение.

На стройку привезли:

кирпич,

цемент,

песок.

2. Между предикативными частями бессоюзного сложного или сложносочиненного предложения. Вот вы сели, лошади разом тронулись, громко застучала телега (Тургенев); В столицах шум, гремят витии, кипит словесная война (Некрасов); Тополи гулко качались, и из-за них поблескивали окна, и замок кидал на все угрюмые взгляды (Короленко).

3. Между главным и придаточным предложением, между соподчиненными придаточными предложениями. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла еще быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах… (Пушкин); Чем свободнее ум, тем богаче человек (Горький); Я счастлив, что я этой силы частица, что общие даже слезы из глаз (Маяковский).

4. Для отделения или выделения обособленных членов предложения. Напрягши силы, человек самых средних способностей может добиться чего угодно (Панова); Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой); А там, во глубине России, — там вековая тишина (Некрасов); Ему сочувствие в толпе, как ропот волн, ласкает ухо (Некрасов).

5. Для отделения или выделения слов, грамматически не связанных с членами предложения (вводных слов, обращений, междометий, утвердительных, отрицательных и вопросительных слов). Впрочем, он был отходчив, то есть скоро успокаивался и делался другим человеком. Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шолохов). Замолкни, муза мести и печали! (Некрасов); Жизнь, увы, не вечный дар (Пушкин). Нет, не дряхлому Востоку покорить меня (Лермонтов). Что, испугался давеча? (Горький)5.

Иными словами, первая основная функция запятой в тексте — отделительная. Запятая отделяет друг от друга однородные члены предложения или части сложного предложения. Вторая основная функция запятой — выделительная. Этот знак помогает выделить обособленные члены предложения: определения и обстоятельства (в частности, выраженные причастными оборотами, стоящими после определямого слова и деепричастными оборотами соответственно), сравнения, уточнения и т. п. Также запятая выделяет на письме элементы, не связанные с текстом грамматически. Возникает парадокс: знаки затруднения позволяют без труда прочесть и понять написанное.

Запятая — знак, безусловно, освоенный русской культурной традицией. Со словом запятая в нашем языке сформировалось несколько устойчивых сочетаний. Через запятую ‘в одном ряду, наравне с кем-, чем-либо’: Правомерен вопрос: насколько справедливо перечисление через запятую отдельных теневых составляющих («Вопросы статистики», 2004.04.29) Тот самый поэт художниккритикпублицист, да никак не через запятую, а всё разом (Бовин); «Стилистические» нюансы казались кощунственнымии ахматовский «Реквием» запросто, через запятую обсуждался вместе (и наравне) с романом Анатолия Злобина «Демонтаж» (Иванова). Без запятых ‘без остановок, пауз, задержек’: …Клумба [персонаж] продолжала без запятых с того же места — как бы механически договаривая забытую фразу и параллельно вспоминая суть своего сообщения… (Славинкова); Это чтобы с Зыковым нам уже долго не засиживаться. Чтобы без запятых (Маканин)6.

Можно посмотреть на запятую и с эстетической точки зрения. Еще в XVIII–XIX вв. этот знак подчас воспринимался пишущим как украшение: «Секретарь (это было в старину) сказал писцу: “Помилуй, братец! Сколько запятых наставил ты: что слово, то запятая? К чему это?” — “Да с запятыми-то, сударь, красивее!”»7.

Стихотворение о значимости запятой вошло в школьные учебники:

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом

Хвостом виляет

Песик

Из ружья стреляет

Мальчик <…>

(Б. Заходер)8.

Все стихотворение построено на использовании стилистической фигуры переноса, то есть явного несовпадения членения на строки с синтаксическим членением. Именно из-за переносов текст кажется абсурдным. Между тем при правильной расстановке запятых он становится вполне логичным. На это и указывает последняя фраза: «Вот что значит запятая!»

Как замечает один из современных блогеров, словом запятая «многие люди обозначают пунктуацию вообще. “Запятые я не проверял”. “Я сначала пишу, потом расставляю запятые”. Почему именно запятые? Потому что точка в конце предложения — это довольно просто. Таким образом, вся пунктуация для огромного числа людей сводится к запятым. А как же точка с запятой, тире, двоеточие? А никак»9.

Итак, запятая — это воистину знак препинания, который, можно сказать, воплощает в себе всю пунктуацию.

 

  1. См. об этом: Лобанов Б. М. Пунктуационная структура художественных произведений и ее роль в синтезе выразительной речи по тексту. Http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2010/materials/html/46.htm
  2. См.: Баймут Т. В. Пути возникновения, развития и становления грамматической терминологии восточных славян. — Житомир, 1958. http://otvet.mail.ru/question/67785509
  3. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. — М., 1993.
  4. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. — СПб., 1890–1912.
  5. См.: Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — М., 1976.
  6. См.: Национальный корпус русского языка. http://www.ruscorpora.ru
  7. Русский литературный анекдот конца XVIII — начала XIX века. — М., 1990.
  8. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2001.
  9. Яцутко Денис. Шизофреническая пунктуация. http://www.proza.ru/2009/02/26/1068